Как власти Кыргызстана усиливают свою борьбу с несогласными

© Vesti.kg
Басмалла

Издающийся в Токио ежемесячный журнал The Diplomat опубликовал на своем сайте 8 мая статью о ситуации в Кыргызстане в связи с последними действиями властей, в ходе которых в стране усиливается давление на инакомыслие.

Коллин Вуд пишет, что президент Кыргызстана Садыр Жапаров продолжает изменять уголовное законодательство, чтобы оно походило на инструмент давления на тех, кто не согласен с ним.

 

 

КОНТЕКСТ

➟ The New York Times о Садыре Жапарове: Осуждённый за похищение выбран главой правительства — 11.10.2020
➟ «Это наш Трамп». Кыргызстан избрал Садыра Жапарова и дал ему больше власти — 11.01.2021

 

 

 

Новые способы давления на несогласных

5 мая президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал поправки к Конституции, одобренные на референдуме в прошлом месяце. 5 мая — День Конституции в Кыргызстане, но также эта дата знаменательна тем, что ровно неделю назад начался конфликт на границе страны с Таджикистаном. В результате десятки тысяч людей были перемещены, сотни домов разрушены и по меньшей мере 36 человек погибли. Конфликт стал первым серьёзным испытанием для недавно избранного Жапарова и, возможно, знаменует собой конец фазы медового месяца президента.

 

 

КОНТЕКСТ

➟ Конфликт на границе между Кыргызстаном и Таджикистаном: 31 кыргызстанец погиб, более 150 пострадали — 30.04.2021
➟ Кыргызстан и Таджикистан начали отвод войск из зоны конфликта на границе. Число погибших с обеих сторон достигло 49 — 02.05.2021

 

 

 

Общество мобилизовалось для оказания медпомощи и обеспечения питанием во время самой страшной волны COVID-19 в этой стране прошлым летом, а группа молодых людей стояла на страже от мародёрства во время беспорядков в октябре прошлого года. Теперь точно так же добровольцы и волонтеры помогают пострадавшим из приграничных сел. В то время, когда кыргызстанское общество само заботится о себе, власти страны заняты изменениями в Конституцию, чтобы в дальнейшем использовать это как инструмент для борьбы с несогласными.

Эксперты критиковали изменения в Конституции из-за сокращения системы сдержек и противовесов президентской власти, но Конституция не является единственной правовой базой Кыргызстана, которую хотят изменить. В настоящее время идёт работа по пересмотру Уголовного кодекса Кыргызстана, и ожидается, что назначенная рабочая группа выпустит проект в течение следующих двух недель.

 

 

Один момент больше всего тревожит: введение наказания за «политическую вражду» в статье за создание экстремистской организации. Это является дополнением к и так расплывчатым формулировкам о разжигании межнациональной розни, к другим обвинениями, которые ранее использовались для подавления оппозиции и чтобы заткнуть людей, критикующих власть.

Администрация Жапарова достаточно вольно толкует эти изменения. В апреле несколько активистов, критиковавших власть в социальных сетях, были арестованы за призывы к насильственному захвату власти. Была арестована учёная из-за публикации в Facebook, которая якобы разжигает межнациональную рознь. Дальнейшее расширение этой статьи и введение туда понятия «политическая вражда» дают властям ещё больше возможностей для ограничения свободы слова.

Это особо тревожно на фоне конфликта на границе Кыргызстана и Таджикистана, который из закидывания камнями между приграничными жителями 28 апреля перерос в полномасштабную военную операцию. Несмотря на договорённость о прекращении огня 29 апреля, ситуация ещё несколько дней оставалась напряжённой: из самой южной части Кыргызстана доходила информация о продолжающихся выстрелах. По информации портала Factcheck.kg, «туман войны» был особенно густым: дезинформация и боты в социальных сетях укрепили националистические нарративы по обе стороны границы. И эта проблема усугубляется из-за отсутствия прозрачности властей обеих стран. Ухудшившийся доступ к мобильному интернету и более жёсткий контроль над журналистами в Таджикистане означали, что большая часть информации о конфликте на границе будет поступать с кыргызской стороны.

Однако, чем больше информации, тем больше возможностей для критики. 6 мая Жапаров посетил село Максат — одно из наиболее пострадавших мест во время конфликта. Журналистам запретили присутствовать на встрече, также было запрещено вести какую-либо съёмку. Пресс-секретарь президента объяснила это тем, что его поездку не хотели превращать в пиар-ход. Но это также говорит о том, что Жапаров не хотел принимать критику в свою сторону. И во время этого визита в село Максат Садырбека Саматова назвали провокатором за то, что он просил президента разъяснить условия соглашения между Кыргызстаном и Таджикистаном. А всего за несколько дней до этого корреспондент Eurasianet Айзирек Иманалиева сообщила, что журналистку Sputnik вытолкнули во время встречи с главой ГКНБ Камчыбеком Ташиевым.

Эта враждебность к журналистам, к гражданам, которые задают вопросы, и к активистам, которые критикуют власть, вызывает тревогу. А тот факт, что Жапаров и другие высшие лица институционализируют подобную враждебность путём внесения изменений в Конституцию и Уголовный кодекс, вызывает ещё большее недоумение.

Эти действия властей вынуждают местных активистов, независимых политиков и представителей международного сообщества объединиться.

 

Автор статьи:
Борубек Кудаяров для Kaktus.Media (Кыргызстан), 09.05.2021

Если вам понравилась данная статья, поддержите проект!


Написать комментарий

Все поля являются обязательными для заполнения*

Поиск

Следите за нами

Читайте последние новости в социальных сетях!


Получайте рассылку каждую неделю!

Мы будем отправлять на вашу почту только наши новости, без спама

Реклама