Начались «исторические» выборы в Европарламент: как он устроен и что он решает?


В Европе в эти выходные проходят выборы в Европейский парламент. Несмотря на то, что полномочия этого органа не так уж велики, голосование уже называют одним из самых важных в истории Евросоюза. «Медуза» рассказывает, как устроен Европарламент, какие решения он принимает, почему в него часто проходит много националистов и евроскептиков и как будет на этот раз.
|
Разве Евросоюз — государство? Зачем ему парламент?
Нет, ЕС — это не государство, а региональное объединение, в данный момент состоящее из 28 независимых стран. В Общую ассамблею, прообраз Европарламента, созданный в 1950-х годах, входили делегаты от законодательных органов стран-участниц. Она создавалась, чтобы уравновесить влияние исполнительных властей на политику союза. Уже тогда распространилась идея, что интеграция в конце концов должна привести к созданию единого европейского государства, поэтому парламент нужно избирать всеобщим голосованием. В 1979 году после многолетних дискуссий об избирательной системе были проведены первые всеобщие выборы.
Но до сих пор Европарламент довольно сильно отличается от законодательных органов национальных государств, в том числе входящих в сам Евросоюз. Прежде всего потому, что настоящим государством ЕС пока так и не стал. Поэтому парламент ограничен не только исполнительной и судебной ветвями власти, но, в первую очередь, национальными суверенитетами.
Ни один закон, за который голосует Европарламент, не вступает в силу без одобрения Совета министров Европейского Союза. В него входит по одному министру из 28 стран-участниц Союза, но не на постоянной основе — в зависимости от того, какой вопрос стоит на повестке дня, решается, кто именно примет участие в заседании. Этот орган часто сравнивают с верхними палатами обычных парламентов. Но если их вето, как правило, можно преодолеть, то закон, отклонённый Советом ЕС, не принимается.
Ещё один характерный пример власти национальных государств — то, что Европарламент проводит заседания сразу в двух городах: в Брюсселе и в Страсбурге (а секретариат у него расположен в Люксембурге). Большую часть времени депутаты проводят в столице Бельгии и было бы куда экономнее сделать её постоянной резиденцией, но власти Франции категорически отказались от этого, желая подчеркнуть, что исторически Страсбург стал центром европейской интеграции.
Какая власть есть у Европарламента?
В большинстве европейских стран парламентское большинство формирует правительство. Ещё одно отличие Европарламента в том, что он правительство не формирует и довольствуется лишь ограниченным влиянием на исполнительную власть. Депутаты Европарламента выбирает председателя Европейской комиссии — исполнительного органа ЕС — но делают это не по собственной инициативе, а по предложению ещё одного органа — Европейского совета, в который входят главы государств и правительств стран ЕС. Председатель Еврокомиссии предлагает Европарламенту её комиссаров — европейских министров. Голосуют не за каждого отдельно, за весь список.
Я окончательно запутался!
Европарламент принимает законодательные акты различной степени обязательности в тех сферах, которые отнесены исключительной компетенции Евросоюза:
1) таможенное регулирование, то есть соответствие всей поступающей в ЕС продукции единому стандарту качества;
|
Ещё целый ряд областей отнесены к совместному ведению Евросоюза и стран-участниц:
1) правила внутреннего рынка;
|
Евросоюз имеет преимущество в их регулировании — государства могут принимать собственные законы в этих областях, только если нет общеевропейских правил. Но, как отмечает The Guardian, на примере миграционного кризиса хорошо видно, что, если между странами нет единства, европарламентарии редко могут изменить ситуацию, даже когда формально имеют такую возможность.
Ещё Европарламент принимает бюджет ЕС, но очень маленький — около 1% от ВВП всех европейских стран. Из-за нехватки полномочий у европейских органов многие западные эксперты говорят о проблеме «демократического дефицита», которая порождает у граждан ЕС ощущение, что в европейских делах от них ничего не зависит.
Какие решения Европарламент принял за последние годы?
Уходящий состав Европарламента отменил роуминг внутри Евросоюза, запретил пластиковую посуду, принял новые правила защиты персональных данных и очень спорный закон об авторских правах, который ещё называют «законом о мемах» — из-за того, что в одной из первых своих редакций он фактически запрещал распространение мемов, гифок и коубов с авторским контентом.
Санкции против России тоже принимал Европарламент?
Нет, первые санкции против России разрабатывали и утверждали лидеры государств, заседающие в Европейском совете (это президенты, премьеры и два канцлера). В дальнейшем большинство санкций принимал Совет министров ЕС. Европарламент только давал множество рекомендаций по этому поводу — последний раз во время обострения в Керченском проливе. Этим Европарламент не сильно отличается от других законодательных органов. Скажем, в США большинство внешнеполитических решений тоже принимает президент.
Сколько там депутатов? Как их избирают? В Европарламенте есть фракции?
По итогам нынешних выборов в Европарламенте окажется 751 депутат. Страны представлены в нём пропорционально их населению: от шести человек от Мальты до 96 от Германии. 73 места принадлежат Великобритании. Когда и если она всё-таки выйдет из ЕС, освободившиеся места распределят пропорционально между другими странами.
Голосование ведётся только по партийным спискам. Проходной барьер — от 2% до 5% в зависимости от страны. Избиратели выбирают местные партии, но большинство из них входят в тот или иной общеевропейский блок. Именно они составляют фракции Европарламента: консервативную, социал-демократическую, либеральную, несколько объединений евроскептиков и националистов. Начиная с выборов 2014 года, каждое из этих партийных объединений может предлагать своего кандидата на пост председателя Еврокомиссии, но это ни к чему не обязывает Европейский совет.
Кто победит?
Либеральные западные эксперты с большой тревогой называют эти выборами «историческими», поскольку евроскептики и националисты могут получить по их итогам рекордное количество мест. По предварительным прогнозам, они займут свыше 200 кресел против 154 нынешних. Тем не менее большинство, пусть и не такое уверенное, как раньше, скорее всего, сохранят консервативные, социал-демократические и либеральные силы.
Избрание Европарламента уже не первый раз демонстрирует ключевой парадокс европейской политики: в институте, который символизирует европейскую интеграцию, особенно хорошо представлены её противники, нередко лучше, чем на национальном уровне. При этом явка на европейских выборах постоянно снижается: c 62% на первых выборах в 1979 году до 42% на последних в 2014 году. Считается, что националистам удаётся лучше мобилизовать избирателей на эти выборы, чем другим силам, потому что от Европарламента не так много зависит. Но одна из причин, по которой Евросоюз очень медленно расширяет полномочия своего законодательного органа, состоит именно в страхе, что в таком случае власть получат националисты.
Автор статьи:
Дмитрий Карцев для ИА «Медуза», 25.05.2019
Если вам понравилась данная статья, поддержите проект!