В сирийских тюрьмах от пыток погибли 14 тысяч человек. Бывшие заключённые рассказали, как над ними издевались


В Сирии существуют сотни правительственных тюрем, где в массовом порядке пытают и убивают заключённых. По оценкам «Сирийской сети по правам человека», после начала гражданской войны в 2011 году в эти тюрьмы попали примерно 128 тысяч человек, из которых почти 14 тысяч погибли в результате пыток (это 98% погибших из-за пыток в Сирии за последние восемь лет). Бывшие заключённые рассказали The New York Times, как у них на родине издеваются над арестантами и убивают их.
Охранник, называвший себя Гитлером, заставлял заключённых изображать животных
Муханнад Габбаш впервые был арестован в июне 2011 года за организацию мирных протестов в пригороде Дамаска; ему было 22 года. Пообещав полицейским, что больше не будет заниматься политикой, он вышел на свободу. Но он не сдержал обещания и был арестован сначала во второй, а потом и в третий раз. Под пытками, которые длились 12 дней, Габбаша заставили признаться в подготовке теракта. Его избивали, подвешивали за запястья к потолку и били током. «Я не хотел признаваться в том, чего не совершал. [Но] допрос ведут сразу пять человек, тебе холодно, тебя мучает жажда, губы все в крови, ты не можешь сосредоточиться. Все кричат, бьют…» — рассказал Габбаш. Он хотел предъявить в качестве доказательства в суде ногти, которые ему вырвали, и куски кожи, которые сняли с его ступней. Заключённый прятал их в кармане штанов — но у него отобрали одежду.
За 19 месяцев заключения Габбаш побывал в по меньшей мере 12 тюрьмах. Одна из них находилась на авиабазе Меззе в пригороде Дамаска. Там охранник, называвший себя Гитлером, устроил для коллег ужин, на котором одни заключённые исполняли роль стульев, а другие — животных. Тех, кто не мог правдоподобно сыграть свою роль, избивали. «Собака должна была лаять, кот — мяукать, петух — кукарекать. Гитлер пытался дрессировать их. Когда он гладил одну "собаку", другая должна была демонстрировать ревность», — вспоминает Габбаш, исполнявший роль собаки. Его слова журналистам подтвердили другие заключённые тюрьмы, наблюдавшие за ужином.
В 2012 году «полевой суд» приговорил Габбаша к смерти за терроризм. Судебное заседание прошло без адвоката и заняло, по словам сирийца, полторы минуты. Габбаш вспоминает, что был рад смерти: она означала прекращение пыток. Но его ещё год продержали в другой тюрьме, обустроенной в подземном бункере 4-й танковой дивизии — элитного подразделения сирийской армии, которым командует брат президента страны Махер Асад. Там Габбаша ежедневно избивали, хотя никаких признательных показаний от него уже не требовалось. «Пытки ради пыток. Чтобы отомстить, чтобы убить, чтобы морально сломить человека», — объяснил Мазен Дарвиш, сирийский юрист-правозащитник, который тоже был в этой тюрьме. Муханнад Габбаш выжил; он вышел на свободу благодаря взятке, которую судье дали его близкие.
Тюрьма Сайдная под Дамаском, которая считается одним из крупнейших мест заключения в Сирии.
Фото: © DigitalGlobe / Google Earth
В сирийских тюрьмах заключённых насиловали. Из-за этого семьи могли от них отказаться — и даже убить
32-летняя мать пятерых детей из города Хама Мариам Хлейф во время антиправительственных протестов помогала раненым, а после начала войны снабжала оппозицию медикаментами. Правительство Башара Асада считало это терроризмом. В сентябре 2012 года Хлейф была арестована и отправлена в тюрьму. Её бросили в подвальную камеру, где находились ещё шесть женщин. Арестанток избивали и насиловали. Одна из родственниц добилась освобождения Хлейф через месяц. За это время собеседница The New York Times, по её словам, стала весить на треть меньше, чем до ареста.
В традиционных мусульманских обществах жертва сексуального насилия зачастую становится изгоем. По данным правозащитников, в Сирии родственники иногда убивали женщин, прошедших через тюрьмы, из-за подозрений, что там их могли изнасиловать. Семья Хлейф отказалась от неё из-за её политических взглядов и насилия в заключении, муж с ней развёлся, а брат угрожал убийством. Выйдя из тюрьмы, Хлейф сбежала на территорию, которую контролировала оппозиция, и вышла замуж снова. Её второй муж — бывший повстанец — знал, через что она прошла, но не отвернулся от неё, а, наоборот, окружил заботой. «Ты медаль на моей груди, корона на моей голове», — процитировала его слова Хлейф.
Сотрудник госпиталя в Дамаске убивал лежавших там арестантов
Сирийский диссидент Мунир Факир был арестован по пути на встречу со сторонниками оппозиции (когда произошёл арест и сколько времени Факир провёл в заключении, The New York Times не пишет). Военная тюрьма Сайдная была одним из мест, где его держали. 39-летний Факир рассказал, что там заключённых больше месяца заставляли спать без одеял и одежды при минусовых температурах. Иногда им отказывались давать воду, и они натирали тело песком, пытаясь счистить грязь.
Факир и другие бывшие заключённые сирийских тюрем описали, в каких условиях они содержались. Во многих камерах не было туалетов. Арестантам позволяли провести в уборных всего несколько секунд в день; многие из них страдали диареей и инфекциями мочеполовых путей, поэтому справляли нужду прямо в камерах. Еды не хватало, а ту, что была, готовили из гнилых и грязных продуктов. Медицинскую помощь заключённым не оказывали. По словам Факира, один из его сокамерников умер от зубной инфекции, из-за которой его челюсть опухла до размера «второй головы».
Но лечение заключённых тоже могло привести к смерти. Факир дважды лежал в военном госпитале 601 в Дамаске. Там был сотрудник, который совмещал обязанности медбрата и охранника. По словам Факира, он называл себя Азраил и убивал больных. Муханнад Габбаш, тоже лежавший в 601-м госпитале, вспомнил, что однажды Азраил прямо в палате разбил дубинкой голову заключённому, который просил обезболивающее после ампутации. Габбаша заставили отнесли тело убитого в ванную, где уже лежали два трупа. По словам Факира, знакомые заключённые рассказывали, что они относили трупы сначала в туалет больницы, а потом на парковку. Там их фотографировал Цезарь — это кодовое имя бывшего офицера военной полиции Сирии, который сбежал из страны, забрав с собой снимки по меньшей мере 6700 тел со следами истощения и побоев. Эти фотографии были обнародованы в 2014 году. Башар Асад называл их фейковыми.
Власти Сирии знали о преступлениях в тюрьмах
Сирийское правительство отрицало массовые пытки и убийства в тюрьмах. Башар Асад в 2016 году признал лишь отдельные преступления, которые «случаются на любой войне». Но, как пишет The New York Times, Комиссия по международному правосудию и подотчётности получила доступ к документам сирийского правительства, которые показывают, что о систематических нарушениях в тюрьмах знало руководство органов безопасности Сирии — в том числе те должностные лица, которые отчитывались напрямую Асаду.
Документы относятся к 2011-2013 годам. В одном из них отмечается рост числа смертей заключённых. В другом документе истязания арестантов упоминаются в списке «ошибок», допущенных сотрудниками силовых структур. Комиссия по международному правосудию и подотчётности не нашла свидетельств того, что за пытки кого-то наказали.
Как отмечает The New York Times, несмотря на то, что гражданская война в Сирии подходит к концу, число арестов в стране только растёт. В 2018 году «Сирийская сеть по правам человека» зафиксировала более 5600 арестов, которые считает незаконными. Это на 25% больше, чем годом ранее.
Источник:
ИА «Медуза», 13.05.2019
Если вам понравилась данная статья, поддержите проект!